Новицкая Маргарита Сергеевна Психолог, Юнгианский аналитик

"Чтоб тебе повылазило" или как эмоции разрушают наше тело

Мой блог / Просмотр публикации

"Повылазило" - таким словечком в былые времена в сибирском народе описывали то, что сегодня мы привыкли называть словом "психосоматика". Бытовало даже этакое вот ругательство: "Чтоб тебе повылазило!", которое представляло по сути пожелание, чтобы человеку какая-то негативная эмоция отозвалась телесным недугом.

Как работает это "повылазило" с точки зрения юнгианской психологии, я расскажу в этом материале, опираясь на работы Джойс Макдугал «Театры тела. Психоаналитический подход к психосоматическим расстройствам» и Денис Жименес Рамос «Душа тела. Юнгианский подход к психосоматике».

Итак. Когда не происходит символизации эмоциональной боли в вербальной форме, когда она не названа, тогда она выражается в теле. В этом случае соматизация, т.е. превращение эмоциональной боли в телесный симптом, является отыгрыванием и попыткой интегрировать подавленный инстинкт (архетип) в сознание. Но из-за трудности в выражении на более сознательном уровне телесный симптом продолжает повторяться с навязчивым постоянством, защищая психику от проживания  болезненной эмоции.

«Комплекс не имеет выхода на репрезентацию на абстрактном уровне и поэтому не может быть выражен в фантазии, воображении или сновидениях. Но этот конфликт может принять действительно органическое выражение. На этом пути органический симптом будет содержать психические послания, которые иначе вообще не имели бы абстрактной представленности» [1; 50]."Комплекс всегда имеет телесное символическое выражение, в котором мы могли бы уловить нить понимания болезни. В случае с комплексом символ указывает на дисфункцию, отклонение, которое нуждается в исправлении, поскольку изменяются отношения между Эго и Самостью" [1; 56].

Существует такая теория, называемая красивым словцом "трансдукция", которая описывает превращение или трансформацию энергии или информации из одной формы в другую (приветы таким гениям, которые открыли и описали это явление, как Ломоносов и Эйнштейн). В ней человеческое тело рассматривается как сеть информационной системы (генетической, иммунной, гормональной, и т.д.). Каждая из этих систем имеет код, и для передачи информации между системами нужен некий преобразователь, чтобы переводить код одной системы в код другой.

Разум, с его способностью к языковой символизации, также можно рассматривать как средство кодирования, обработки и передачи информации организма, психики или сомы (тела). Так вот. Человек, склонный к психосоматике, кодирует свой конфликт преимущественно в соматической системе. Например, даже образы/символы в его сновидениях могут выступать как "сообщения" об органических состояниях его организма. Некоторые клиенты описывают, кстати, такие сновидения, которые в целом можно понимать как сигналы об органических заболеваниях ещё до того, как они дали о себе знать реальными ощущениями и симптомами.

Дело в том, что не-психическое может вести себя, как психическое, а психическое может действовать, как соматическое - без всякой причинной связи между ними.

Используя этот концепт, можно легче понять, что образ не вызывает определенные ощущения, а определенные ощущения не ведут к формированию образа: то и другое одновременно присутствует в организме, сознательно или нет. До тех пор, пока психика и тело образуют пару противоположностей, их отношения не должны восприниматься как причинно-следственные. Как отмечал Юнг, «психика и материя - это два разных аспекта одного и того же».

И тогда возникает необходимость в появлении посредника, "декодера", третьего - трансцендентного - фактора. Им становится символ.

Таким образом, каждая болезнь находит выражение в теле и в психике одновременно. Обратиться к врачу или психологу пациента заставляет степень страдания на одном из полюсов [1; 60].

Вообще, с точки зрения финалистского подхода основная цель хоть невроза, хоть какого-либо специфического проявления бессознательного - компенсировать однобокую установку сознания, показав необходимую установку, чтобы Эго могло интегрировать по­давленный психический материал.

Если распространить концепцию компенсации на область органических болезней, можно сказать, что такие болезни - это символическое выражение, которое стремится компенсировать одностороннюю установку сознания. Органическая болезнь - своего рода компенсационная реакция организма, нацеленная на то, чтобы заставить индивида интегрировать репрессированный мате­риал, восстановив связь в оси «Эго - Самость» [1; 60].

По Зиглеру, соматизация - это ограничение, накладываемое природой в ситуации, когда наблюдается избыток односторонне направляемой энергии. Природа уравновешивает эту тенденцию через тело, как если бы она пыталась более эффективно достигать своих целей.

Здесь причинные факторы - генетические или социальные, например, - рассматриваются в качестве инструментов, ·посредством которых действует компенсационный механизм. Аллергическая реакция, например, на некое вещество на работе может вскрывать бессознательную воспалительную гиперчувствительность к этой работе, выраженную через аллергию. Эта «соматизация» тогда может быть понята как форма компенсации, которая ведет заболевшего человека к коррекции его чрезмерно однобоких отношений с его окружением [1; 61].

В психосоматических состояниях тело ведет себя «бредовым» образом, часто функционируя на пределе своих возможностей. В таком случае можно даже говорить о том, что "тело сошло с ума" [2; 34].

Какие же внутренние конфликты, комплексы и эмоциональные раны можно распознать за телесными состояниями?

Джойс Макдугал в своей работе «Театры тела» приходит к следующим гипотезам:

1. Некоторые аллергические, гастроэнтерологические, кардиологические и другие подобные реакции могут быть соматическим выражением попыток защититься от подлинно архаичных либидинозных и нарциссических желаний, которые человек ощущает как угрозу для своей жизни, почти так же, как младенец переживает угрозу смерти.

2. Для достижения этой цели психика в моменты опасности, как в детстве, посылает примитивные психические сообщения, предупреждающие тело, не прибегая к помощи языка. Таким образом, человек может не думать об опасности.

3. Это может приводить к психосоматическим дисфункциям, в качестве примеров которых можно назвать срочную потребность освободить тело от его содержимого (язвенный колит), задержать дыхание (бронхиальная астма) или вызвать сильные кожные реакции (как в случае с экземой или крапивницей).

4. В других случаях психические сообщения могут приводить к повышению желудочной секреции, повышенному кровяному давлению, учащению пульса и т. д. Эти сообщения также могут вызывать нарушения таких естественных телесных функций, как еда, сон, отправление естественных потребностей и т.д.

5. Тело, как и психика, имеет предрасположенность к компульсивным повторениям. В соматической области сложные реакции тело–психика также имеют тенденцию к неумолимому повторению всякий раз, когда возникает необходимый раздражитель (часто визуальной, аудиальной или "ощущабельной" природы) или когда существуют опасения, что может возникнуть угроза для отношений со значимыми другими.

6. Возникшие эмоции не признаются на символическом уровне (т.е. в рамках языкового кода, который позволил бы дать название этим переживаниям, обдумать их и справиться с ними в своей психике), напротив, они сразу же переносятся психикой в тело примитивным невербальным путем, и происходит физическая дезорганизация, которую мы называем психосоматическим симптомом.

7. Следует отметить, что психосоматические заболевания приобретают дополнительное значение — вторичную выгоду. Физические страдания, которые они вызывают, часто компенсируются бессознательным убеждением в том, что болезнь выполняет защитную функцию, например, определяет границы тела. Сообщение о том, что человек находится на грани отчаяния, переданное через органическое заболевание, может также давать окружающим людям возможность заботиться о нем. В некоторых случаях физические заболевания могут также переживаться как успокаивающее подтверждение того, что тело является живым. [2; 46-47].

В заключении остаётся добавить, что нет необходимости однобоко определять какие-то заболевания или телесные состояния как однозначно психосоматические или однозначно органические. Потому как психика и тело едины, психика в теле укоренена, а тело является сосудом, материализующим процессы, текущие в психике. Что мне и хотелось пояснить в этом материале.

 

Будьте здоровы и благодарю вас за внимание!

 

Список литературы:

  1. Денис Жименес Рамос. Душа тела. Юнгианский подход к психосоматике. – М.: Добросвет, 2014
  2. Джойс Макдугал. Театры тела. Психоаналитический подход к психосоматическим расстройствам. — М.: Когито-Центр, 2013
Комментарии
Наталья Рожнова
Спасибо за интересную публикацию!
№1 | 4 января 2020
Гордеева Варвара Валентиновна
Спасибо за интересную и полезную статью!)
№1 | 4 января 2020
Машин Владислав Леонидович
Да, важно не просто к психологу сходить , но и к врачу обратиться, а то часто бывает, что мы принимаем что-то за психосоматику, а на самом деле оказывается ,что у человека и правда какое-то заболевание реальное и надо лечить его.
№1 | 4 января 2020
[ добавить комментарий ]